Сегодня
я посетила семинар на тему того, чем и как заниматься родителям с
маленькими детьми дома. Для меня эта тема очень актуальна, поскольку
дочери в декабре будет уже два года. Несмотря на то, что я как
психолог занимаюсь проблемой детско-родительских отношений, мне было
интересно узнать об особенностях психического развития ребенка в это
время и его потребностях именно в этот период. Мне откликнулась та
идея, что, если нашей задачей является развитие творческих и любых
других способностей ребенка, а не погашение интереса к игре и
деятельности, то не следует прерывать и нарушать его игру. Прерывание
игры означает следующее: 1) я запрещаю ребенку что-либо делать, говорю "нельзя": - лить и разбрызгивать воду; - мазаться красками, размазывать еду по столу, размазывать крем, рассыпать крупу, муку и прочие предметы; - передвигать предметы и складывать их во-что-то сообразно логике самого ребенка; - подметать, вытирать пыль с любых поверхностей; 2) я учу, как делать "правильно"; 3) я выражаю свое недовольство тем, как он играет; 4) критикую, оцениваю, сравниваю с другими детьми; 5) я прерываю его игру без его согласия и заставляю заниматься другим делом; 6) отнимаю у него из руг предметы, которые не несут опасности; 7) прерываю его потребность в движении и разрядке чувств: - не вертись; - не бегай; - не кричи; - не смейся; - не плачь. Я
и раньше знала это. Мало того, я провожу циклы встреч с родителями,
которые хотят вырастить свободного ребенка. Но сегодня я сделала
печальное для себя открытие: мое понимание любящего отношения к ребенку
довольно часто расходится с моими действиями. Объясню, что я имею в
виду. Даша очень любит рисовать. Она часто просит, чтобы я
достала ей краски. Я достаю с неохотой. Достаю, потому что это ее
действительная потребность: делать свои открытия в манипуляциях с
красками и получать удовольствие от самого процесса намазывания их на
бумагу, на лицо, руки и все остальное. Через пять минут, пока я
занимаюсь чем-то своим в другой комнате или на кухне,она прибегает ко
мне взя вымазанная, вытирая по пути руки об обои и новую чистую одежду. И
я, когда вновь достаю ей краски, начинаю говорить всякие глупости
типа: - рисуй только на бумаге; - себя не разрисовывай; - не мажь стол... На
самом деле детям двухлетнего возраста мало одного листа бумаги, чтобы
удовлетворить свою потребность в манипуляциях с красками. И даже не
рекомендуется их сажать за стол или парту. Оказывается, лучше всего
рисовать на большом листе бумаги на полу, предварительно надев на
ребенка фартук и постелив пленку, чтобы лего убрать последствия бурной
деятельности. А еще мне понравилась идея рисовать красками прямо в
ванной. Можно и ванну раскрасить, и тело. Ваш ребенок это оценит. И,
конечно, чтобы он сохранял интерес к творчеству и развитию, необходимо
отказаться от критических замечаний по поводу его творческой
деятельности, а давть как можно больше позитвной обратной связи: даже
если вы не увидели в аморфном пятне грязного цвета его котенка, все
равно нужно выразить свою радость по поводу замечательной работы и
отметить то, что на ваш взгляд, наиболее удалось. В этом смысле был прав
Остап Бендер, когда, представив свое художественное произведение
сеятеля, разбрасывающего облигации, сказал публике, что он, художник,
так видит...
|