Человек так ведет себя в семье, какова ее социокультурная среда,
которая включает ее саму и ближайшее окружение. Именно она, в первую
очередь, задает ему те или иные способы поведения и типы отношений,
которые могут быть, как позитивными, направленными на развитие семьи,
так и негативными, разрушающими ее.
Изначальным в понимании
того, как ведет себя человек в внутри семьи, являются представления его о
том, что представляет собой его избранник, его окружение и его
родственники, т.е. те люди, с которыми ему предстоит жить или достаточно
часто общаться, в том числе и по необходимости. Соответственно, у него
постепенно формируется образ не только избранника, но и его будущей
семьи. Эти образы он соотносит со своим собственным «Я» - образом, где
отражаются его представления о себе, о сильных сторонах собственной
личности и тех чертах, которые ему бы хотелось скрыть и замаскировать.
Сюда же мы можем отнести его ожидания и опасения,
которые он испытывает в самом начале создания семьи, желания и
стремления, представления о своих возможностях, рисках, способностях
использовать и «довести до ума» первые и успешно преодолеть другие.
Что даст ему его избранник и семья в целом? Что он даст им? Если образ
избранника, его окружения, их будущей семьи и его «Я» совмещается в
его самосознании, то его поведение в семье будет носить адаптивный
характер. Если же эти образы не совмещаются,
то его поведения и отношения в семье, скорее всего, примут
дезадаптивный, приспособленческий или откровенной конфликтный характер.
Образ семьи и его окружения в субъективном плане начинают
формироваться с представлений о том, что есть человек семейный, а
также каково должно быть социокультурное окружение такого человека,
включающее в себя социальные нормы и ценностные ориентации, этические
взгляды и социальные оценки и ожидания, образцы поведения, уровни
бытовой и деловой
воспитанности воспитанности, социально-психологический фон семенных
отношений, творческая атмосфера, компетентность члена семьи в решении
тех или иных семейных проблем, индивидуальные стили общения, воспитания
детей, семейного лидерства и др.
Семейному человеку или,
человеку семейному, важно знать, какие социокультурные и
социально-психологические образцы поведения буде задавать ему семья,
решая альтернативу: «Человек для семьи или семья для человека?». В
первом
случае для его семейного окружения важен исполнитель, своеобразный
семейный функционер (для женщины – «кухня, дети, церковь, для мужа –
добытчик и «золотые руки»), во втором – творец, инициатор, зачинатель
большинства семейных дел и традиций. Именно от этого зависит и
осмысление своего собственного поведения, которое для человека
семейного вырастает в настоящую личную проблему, а то и драму: «Я связал
(а) себя семейными узами, чтобы жить, или я живу, чтобы
эти семейные узы поддерживать? И вообще, для чего мне нужна семья?».
Выделим четыре типа (не исключаем, что их может быть и больше)
представлений (стереотипов) о человеке семейном, о том, что он есть:
«расчетливый человек», т.е. человек, ориентированный, прежде всего, на
выгоду, на получение от создания семьи каких-либо последующих благ, будь
то материальные ценности, продвижение по службе, новый перспективный
бизнес и т.п.;
«человек функциональный», т.е. некий функциональный придаток к жизни
семьи: она удовлетворяет мужа, хлопочет по хозяйству, занимается детьми,
он – зарабатывает деньги, ремонтирует, делает всю мужскую работу,
принимает важнейшие решения (или, наоборот, это делает она);
«человек любящий», т.е. в семье и браке делающий акцент на своих
переживаниях, эмоциональных состояниях, которые очень мощно влияют на
психоэмоциональный фон в семье, ее психологическую
атмосферу, комфортность ее существования.
«человек
моральный», т.е. оценивающий все происходящие в семье события с точки
зрения морально-этических представлений о ней, того, «какая должна быть
идеальная семья».
Эти стереотипы и являются важнейшими
ориентирами для людей, создающих семью и вступающих в брак. Интересно,
что в том или ином соотношении они встречаются в самосознании каждого
человека, стремящегося создать
семью. От того, какие из этих стереотипов доминируют в сознании каждого
члена семьи, зависит его поведение в целом и в конкретных ситуациях.
На рис. показана модель преломления стереотипов представлений о человеке семейном в
сознании типичного молодого человека:
|