Отзыв на повесть Игоря Данилевского «Сессия: Дневник преподавателя-взяточника» (http://lib.rus.ec/b/264037/view)
Казалось, с чего бы в психологическом блоге писать отзыв на книгу о
криминальной жизни преподавателя провинциального вуза? Какие, казалось
бы, основания. Увы и ах, они есть у меня. С одной стороны, еще не
остыли собственные переживания всех перипетий пребывания в крупнейшем
вузе области, где с таким размахом взяточничества я не сталкивался
никогда. Кроме того, эта повесть человека, который сейчас входит в ТОП
уголовных персон Всея Руси (напомню, ему вменяет убийство двух женщин в
Казани) и мотивы его поведения еще далеко не ясны даже следствию. А не
только нам – «смертным психологам». С другой стороны, написанное – это
довольно яркое и, в целом, точное пособие по организационному поведению в условиях российского вуза.
Если кто-то, в конце концов, захочет изучить, как же «живет и
функционирует» современный российский провинциальный, да не только
провинциальный вуз, а тем паче там поработать, то добро пожаловать на
страницы повести Данилевского. Повести, как некоторые пишут в Интернете
«о современном маленьком человеке», одержимом идеей личного обогащения и
слегка сексуально озабоченном. Что, нет таких молодых преподавателей в
вузах?! В мою бытность в вузе такими вещами, с перевесом, безусловно, в
сексуальную сторону (мы северные люди и взятки у нас не в таком
почете, как на юге), страдал даже проректор по воспитательной работе. Да
он и сейчас, кстати, когда пенсия не за горами, все еще живет, не
парясь, на «амурной волне» и клеит девчонок лет так на 30-40 младше
себя. Так что, вдохновись я литературно и возьмись за перо, то о
вузовской «Санта-Барбаре» мог написать даже веселее и с более
колоритными деталями, так как знаю, и продолжаю знать и любить эту
публику изнутри… Ну, мы отвлеклись. Итак, в центре повествования
некий преподаватель кафедры маркетинга, кандидат философских наук
Игорь Сокол, сумевший за несколько лет работы в некоем индустриальном
институте некоего Волго-Камска создать систему извлечения из
студенческой «паствы» довольно приличных денежных средств. На практике
доказавший, что в казенном учреждении, несмотря на все жалобы их
обитателей, живется порой куда слаще, чем в малом и среднем бизнесе,
представителей которого никто не уважает, все пинают, издеваются и
называют «рвачами». Хотя их, на самом деле, в святые записывать впору.
Несмотря на то, что некие критики в Интернете пишут, что
психологический портрет Сокола, как, впрочем, и все литературное
произведение, в целом сделан слабо, моя точка зрения на это прямо
противоположная. Акценты расставлены правильно, я бы сказал, даже,
филигранно. Герой живет двумя жизнями. Одна из них – деловая и
цинично-прагматичная происходит в вузе и посвящена «деланию денег» и
научной карьеры, в которую сейчас прорваться без денег тоже весьма
проблематично. Жизнь другая – это совсем иное, романтика самого
высокого пошиба: книги, фильмы, в основном интеллектуального плана,
содержательные поездки-приключения по местам литературных и киношных
героев, любовный роман и небольшие амурные интрижки. Все это на фоне
весьма узнаваемых реальных деталей современной жизни, навроде сцены в
копировальном центре, когда герой платит 3 рубля 20 копеек за
отксеренные листы и разговаривает с девушкой-сотрудником «за жизнь».
Говорят, что герой – чистой воды гедонист, хотя и явный интеллектуал. А с
другой стороны, в том окружении, в котором он живет, возможен какой-то
иной вариант жизни? Кто-то и что-то предложил более лучшее, чистое,
интересное, захватывающее?! Все остальные герои повести
Данилевского, а это, в первую голову, студенты и преподаватели, что
называется «абсолютно бескрылые люди». Ни одного мало-мальски
привлекательного лица. Все поголовно погружены в свою жизненную рутину,
на одном конце которой (студенты) – сессии, оценки, шмотки, подработки,
игры с преподами, пресловутая «любовь-морковь», а на другом
(преподаватели) – кафедральные и институтские интриги, борьба за часы и
степени, «садомазо» со студентами, поиски приработка, липовые научные
карьеры, диссертационные советы, формальные научные конференции и
журнальные статьи, за публикацию в которых «надо бы заплатить шефу».
Собственно, ловить здесь нечего, можно только «расслабиться, потом
напрячься» и «рубить бабло», благо студент пошел такой, что сам охотно
идет навстречу – «дешевле купить, чем учить». Все знают, что в
любом вузе, есть романтичные натуры, бескорыстно влюбленные в науку.
Наверное, они нужны там, так как придают циничному вузовскому мирозданию
некоторый гуманистический флер. Однако эти «тропические цветы» на
кафедрах экономического профиля, по-моему, вообще не водятся. Климат не
тот. Психологический. Единственный герой с ярко выраженной общественной
позицией – это шеф Сокола заведующий кафедрой и бизнесмен Бочков. Но в
чем его ярко выраженная «общественная позиция» заключается?! Да в том,
чтобы прорваться к власти, а «ради чего», «зачем»? Довести жизненный
сценарий «победителя» до конца, оправдать концептуальные положения
психолога Адольфа Адлера, не более… Личностная деформация Игоря Сокола,
да, видимо, и самого Игоря Данилевского, произошла под чутким влиянием
таких, как Бочков. Другое дело, что ученик в чем-то превзошел учителя, и
выпорхнул за неформальные вузовские требования того, «что можно, а что
нельзя» простому смертному преподавателю. Вопрос же
экзистенциальный в повести, поставленный ее героем, так и не решен: «А
если в вузе жить не так, как живу я, то зачем?!»
|